Театинеркирхе (Theatinerkirche)
При взгляде на Театинеркирхе — большую желтую цер…
Театинеркирхе (Theatinerkirche)
При взгляде на Театинеркирхе - большую желтую церковь, ярко выделяющуюся на юго-западном углу площади Одеонсплатц великолепным итальянским барокко, интересным фасадом, башнями и куполами, вспоминается, что в основании её лежит романтичная история любви двух юных сердец, которая зажглась высоко в горах, в холоде только что освободившихся от снега альпийских перевалов.
Принцу Фердинанду Мария, наследнику курфюрста Баварии Максимилиана I и по материнской линии внуку германского императора Фердинанда II Габсбурга, в ноябре 1650 года исполнилось всего лишь 14 лет. Но во все еще не унесенном ветрами времени густо клубящемся над Европой дыму от только что погашенного пожара Тридцатилетней войны государственные интересы требовали сближения с Францией, создания политического союза. Такие вопросы в те времена решались путем заключения династических браков.
После недолгих поисков невесту нашли такую же юную: Генриетта Аделаида принцесса Савойская, внучка короля Франции Генриха IV (того самого: «жил был Анри Четвертый, он славный был король …») и Марии Медичи.
То ли Альпы не радовали погодой в том декабре, то ли политические были сложности, но брак был заключен заочно по доверенности. 8 декабря 1650 года в кафедральном соборе Турина вместо жениха рядом с невестой стоял её младший брат принц Карл Эммануил.
Прошла зима, пролетели весна, лето, а заочные супруги все еще не могли встретиться.
В сентябре 1651 года умер курфюрст Баварии Максимилиан I, юный Фердинанд Мария занял Баварский трон и так был загружен всей этой суетой, что встреча опять не сложилась.
Наконец, в начале весны 1652 года в Турине начали собирать «свадебный поезд». С наступлением теплых дней он двинулся на север. Где-то в Альпах, на перевале поезд был встречен молодыми баварскими всадниками – почетной охраной, высланной курфюрстом. Поезд передвигался медленно, юной супруге-невесте было скучно и юноши старались её развлечь, оказывали ей всяческие знаки внимания. Среди них девушке как-то сразу приглянулся один, красивый, скромный и особенно почтительный. Девичье сердечко затрепетало, на него подействовали весна, горный воздух, вся эта романтичная обстановка. Южная кровь закипела, девушка стала терять разум, в голове понеслись вольные мысли. Когда же, наконец, приехали в Мюнхен и настал момент знакомства с заочным супругом, она была готова встретить его весьма сурово. Но Боже, какой конфуз! Принцесса была смущена и поражена, сердце выпрыгивало из груди! Перед ней стоял тот самый юноша – всадник из почетной охраны, в которого она так безрассудно влюбилась!
Настоящее венчание состоялось 25 июня 1652 года.
Супруги жили счастливо, покровительствовали развитию искусств, привлекали в Мюнхен итальянских художников и архитекторов, итальянскую оперу, построили главный корпус Дворца Нимфенбург, начали устройство Дворцового парка. Но долгое время брак их был бездетным, а любому монарху необходим наследник. И курфюрстина Генриетта Аделаида, вымаливая у Бога ребенка, дала обет: после рождения мальчика построить красивую церковь.
В конце 1660 года родилась девочка Мария Анна Кристина Виктория. Придет время и сам «Король Солнце» Людовик XIV выберет её в супруги наследника французского престола Людовика Великого Дофина.
И наконец, летом 1662 года – мальчик, Максимилиан Мария Эммануил Каэтан, будущий курфюрст Баварии Максимилиан II Эммануил, штатгальтер Испанских Нидерландов, победитель турок, строитель Нового Дворца Шлайссхайм.
Строительство обещанной церкви Святого Каэтана началось менее, чем через год, в апреле 1663 года. Место для неё было выбрано напротив Резиденции, возле городских ворот Швабингертор, ближе к стене. Проектировать и строить церковь поручили архитектору из Болоньи Агостиньо Барелли.
Одно из имен, которыми назвали родившегося наследника, было Каэтан – в честь Святого Каэтана Тиенского, покровителя рожениц, патрона Баварии. Он основал в 1524 году мужской священнический орден католической церкви под названием «Конгрегация регулярных клириков Божественного провидения» или «театинцы» - от второго основателя ордена, епископа Театинского Пьетро Каррафа. Вступающие в орден регулярные священники принимали общепринятые монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия, но не уходили от мира, а продолжали исполнять обязанности приходских священников. Своими задачами они видели борьбу с ересями, обновление жизни, миссионерскую деятельность. Как раз в середине XVII века орден переживал свой максимальный расцвет.
За образец при проектировании и строительстве новой церкви была выбрана главная церковь театинцев Сант-Андреа-делла-Валле в Риме. Предполагалось, что новая церковь станет одновременно придворной и орденской церковью театинцев.
Едва начавшись, строительство превратилось в некое «яблоко раздора» между всеми заинтересованными лицами. Архитектор Барелли, подрядчик Спинелли, наблюдатели от театинцев, духовник курфюрстины Генриетты - все итальянцы устроили бурные дебаты на стройплощадке, в результате которых Барелли был обвинен в ошибке при проектировании и изгнан из Мюнхена сразу же после возведения стен в 1664 году.
Продолжить строительство взялся другой итальянец, побывавший перед тем в Швейцарии Энрико Цукалли. Перед ним стояла ответственная задача внешнего оформления церкви, с которой он успешно справился, создав барабан купола и башни. Одновременно он занимался интерьером церкви. Джованни Вискарди, Джованни Николо Петри и Абрахам Лойтнер смогли приступить к лепным работам только в 1674 году. Такая задержка в строительстве возникла по весьма банальной причине. Изначально не договорившись, заказчики и архитектор за долгие годы обсуждения и рассмотрения вариантов так и не смогли прийти к единому мнению по форме фасада церкви.
В значительной степени недостроенная церковь была освящена 11 июня 1675 года. И как оказалось вовремя. Ровно через год, нарожав восемь детей (четверо умерли в младенчестве) скончалась главная заказчица - курфюрстина Генриетта Аделаида. Её похоронили в Театинеркирхе. Спустя еще три года в ту же крипту недостроенной новой церкви был положен и курфюрст Фердинанд Мария.
Строительство продолжалось. С 1684 по 1692 год Энрико Цукалли закончил возведение башен, завершил внутреннюю отделку. Затем руководство стройкой до её завершения принял на себя Джованни Вискарди. Но полноценный фасад церкви так и не был создан.
Лишь в августе 1765 года об этом вспомнил курфюрст Максимилиан III Иосиф, который поручил заняться фасадом придворному архитектору Франсуа де Кювилье. Бельгиец, в далеком отрочестве служивший при Баварском дворе карликом-шутом, он стал архитектором исключительно благодаря курфюрсту Максимилиану II Эммануилу, который разглядел в нем необходимые задатки и послал в Париж учиться у знаменитых французов. Уже пожилой к тому времени, имеющий огромный опыт главный придворный архитектор Кювилье работал быстро. Уже через месяц был готов проект великолепного фасада в стиле рококо, а еще через месяц началась работа, которая продолжалась около трех лет. Но автор проекта уже не увидел готового фасада, он умер в апреле 1768 года. Завершал работу его сын, Франсуа Кювилье - младший.
Фронтон фасада украшает картуш с двумя гербами, которые поддерживают ангелы:
- герб Баварии с бело-голубыми флагами и львами - курфюрст Максимилиан II Эммануил, в связи с рождением которого и была построена церковь;
- герб Речи Посполитой с белым польским орлом и литовской «Погоней» на красном фоне щита - вторая супруга курфюрста Тереза Кунигунда Собеская, дочь короля польского и великого князя литовского Яна III Собеского, соратника курфюрста по войне с турками.
Во втором ярусе фасада по сторонам центрального окна и в первом ярусе по сторонам главного входа в нишах установлены скульптуры святых.
Внутри церковь поражает белизной стен, витых колонн, богатейшей лепнины, обилием света, льющегося сверху из расположенных в «поднебесье»широких окон. На этом чистом белом фоне контрастно выделяются вырезанная Андреасом Файстенбергером из темного дерева кафедра, темные исповедальни и скамьи для прихожан. По сторонам изысканно украшенного главного алтаря попарно стоят витые колонны с венками. В церкви много больших живописных картин на библейские темы.
Над одним из порталов внутри церкви укреплена доска с надписью на латыни:
«Во исполнение обета, данного курфюрстом Баварским Фердинандом Марией и его супругой Генриеттой Аделаидой о рождении сына Максимилиана Эммануила, в честь основателя Конгрегации регулярных клириков Божественного Провидения, защитника и покровителя Святого Каэтана Тиенского построена эта церковь в год 1675».
Театинеркирхе служила изначально придворной церковью, поэтому в ней была устроена усыпальница правящей династии Виттельсбахов аналогично усыпальницам в Фрауенкирхе и церкви Святого Михаила. Здесь в Театинеркирхе нашли упокоение 49 представителей династии, начиная с основателей церкви курфюрста Фердинанда Марии и курфюрстины Генриетты Аделаиды, их сына курфюрста Максимилиана II Эммануэля и его супруги курфюрстины Терезы Кунигунды.
Во время Второй мировой войны Театинеркирхе сильно пострадала, но уже к 1955 году была в основном восстановлена.
Как добраться до Театинеркирхе (Theatinerkirche).
U-bahn линии U4, U5, U3, U6, станция «Odeonsplatz» —-
выйдя со станции на площадь Одеонсплатц, вы сразу же заметите на углу площади ярко выделяющуюся церковь желтого цвета с высокими башнями.
Города в статье
Похожие статьи
- 17/02/18 Анатолий
- Вместе с детьми, Все достопримечательности, Города, Дворцы, Достопримечательности Мюнхена, Музеи, Мюнхен, Октоберфест, Путешествия на выходные, Рекомендуем посмотреть, Старый город, Театры, пиво
- Альбрехт V, Вильгельм IV, Вильгельм V, Виттельсбах, Карл II Теодор, Карл VII Альбрехт, Максимилиан I, Максимилиан II Эмануэль, Максимилиан III Иосиф, Мюнхенская Резиденция, Отто I, ПРИНЦ-РЕГЕНТ ЛУИТПОЛЬД, Фердинанд Мария, король Людвиг I, король Людвиг II, король Людвиг III, король Максимилиан I Иосиф, король Максимилиан II
Мюнхенская Резиденция (Münchner Residenz) и её обитатели
Мюнхенская Резиденция (Münchner Residenz) — когда она появилась в Мюнхене, как строилась, кто и когда в ней жил, чем интересен и что он построил в Резиденции, что такое Резиденция сегодня и как её можно осмотреть.
Читать дальше- 03/02/17 Анатолий
- notf, Без категории, Дворцы, Достопримечательности Мюнхена, Мюнхен, Рекомендуем посмотреть, Театры, музыка
- «Cuvilliéstheater», Аугуста Амалия Людовика, Баварский государственный драматический театр, Вольфганг Амадей Моцарт, Генриетта Аделаида Савойская, Евгений Богарнэ, Карл фон Фишер, Каспар фон Керль, Лео фон Кленце, Максимилиан III Иосиф, Мария Антония Баварская, Наполеон Бонапарт, Национальный театр Мюнхена, Резиденция Мюнхена, Резиденцтеатр, Станиславский, Фердинанд Мария, Франсуа де Кювилье, Эрнст фон Поссарт, король Максимилиан I Иосиф, опера "Идоменей", опера в Мюнхене, оперный театр Мюнхена, театр Кювилье
Театр Кювилье (Cuvilliéstheater)
«Старый Резиденцтеатр» («Altes Residenztheater») или «Театр Кювилье» («Cuvilliéstheater»), который служит сценической площадкой для исполнения опер, музыкальных концертов, имеет давнюю историю, которая началась постройкой в Мюнхене еще в середине XVII века самого первого в Германии публичного оперного театра. Родившись на рубеже XVI — XVII веков в Италии, опера, как жанр искусства, довольно быстро завоевала всю Европу. Только Тридцатилетняя война оказалась некоторой помехой. Но едва она отгремела, как в Мюнхене в 1653 году прозвучала опера «Ликующая арфа» Дж. Б. Маччони в исполнении итальянской труппы, а спустя четыре года на площади Сальваторплатц (Salvatorplatz) был сооружен первый в Германии публичный оперный театр. Если у…
Читать дальше